Упоминание о графитовом карандаше относится к 1564 году, что соответствует открытию в Великобритании месторождения графита. В то время карандаши представляли из себя распиленные графитные стержни, которые пачкали руки и ломались. На протяжении почти двух столетий стержни обматывались тесьмой, пока Фабер разработал состав, состоящий из графитового порошка, смолы и сурьмы, который после отливки становился крепким пишущим стержнем, В конце восемнадцатого века чех И. Гартмут путем обжига графито - глиняных стержней получил стержни, близкие к современным.
Количество глины, содержащейся в смеси, определяло твердость карандаша. Древесные пеналы для карандашей предложил француз Н. Контье. Это событие положило начало открытию карандашных фабрик и производству карандашей в Европе.
В 1846 году определились 17 степеней твердости карандашей. Современные карандаши делятся на три группы: графитовые темные; копировальные; цветные. Кроме того, карандаши классифицируются по твердости, идентифицируемые буквами Т, МТ, М. Цифра, стоящая перед маркой твердости (Т)/ мягкости (М) указывает на степень твердости \ мягкости. Всего таких степеней - 15.
Характер творческой задачи определяет выбор карандаша(например для раскраски). Кроме того качество бумаги влияет на выбор. Так для гладкой бумаги годится мягкий карандаш, шероховатая бумага требует среднюю мягкость. Кроме того отечественное производство предлагает специальные карандаши, такие как "Ретушь", "Живопись", "Маркированный", "Столярный".





